5.jpg
 
21.02.2009 г. Главная arrow Для учителей arrow Школа Индиго arrow Создание инфраструктуры для повышения эффективности обучения и социальной адаптации детей
I Новости I О нас I Индиго - кто они? I Статьи I Контакты I Форум I Фото-галерея I

4100168352973

Создание инфраструктуры для повышения эффективности обучения и социальной адаптации детей
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
14.02.2009 г.

Пугач В.Н. – канд.мед.наук, психолог-консультант (г. Ижевск), Кабаева В.М. – канд. психол. наук, (Московский психолого-педагогический университет, каф. педагогич. психологии ), Петрова Н.М. - психолог-консультант (Методико-образовательный центр "ВИТС" г. Казань), Шарипова Л.Э. - психолог-консультант (Методико-образовательный центр "ВИТС" г. Казань)


Как известно, чтение является фундаментом образования. Однако последние  5-6 лет в начальных школах России 10-12 детей в каждом классе имеют серьёзные трудности в обучении чтению по традиционным методикам. По нашим наблюдениям, годовое увеличение числа таких детей составляет 3-6%. То есть, при сохраняющейся тенденции, через 10 лет их число может достичь уровня 30-40%. Это не только зреющая социальная, но и актуальная медико-психолого-педагогическая проблема.

 

Большинство детей, имеющих затруднения в обучении чтению– это дети, у которых по ряду причин происходит неравномерное развитие различных отделов головного мозга. Данный феномен диагностируется как СНВ/СНВГ – синдром нарушения внимания с гиперактивностью или без таковой.

По данным. Perrin e.a.,1998 [1], “дети и подростки с дефицитом внимания” имеют значительные трудности в обучении вследствие различного сочетания, а также различной тяжести следующих расстройств:

  1. Нарушения в избирательном внимании, вплоть до лёгкого отключения внимания.
  2. Затруднение в контроле своих импульсов.
  3. Трудности в поддержании соответствующей заданию активности.
  4. Проблемы в планировании и  организации познавательных заданий.
  5. Трудности в понимании и ответах на вопросы.
  6. Затруднения в выполнении указаний учителя.
  7. Неумение переносить неудачи.


Обычно эти проблемы сочетаются в различных комбинациях и ведут к ухудшению в учёбе, а также негативно влияют на память, последовательность в выполнении действий, двигательные навыки, речь, сон, настроение.

Такому ребёнку трудно согласовать свои действия с общественными требованиями. В том числе – соблюдению правил техники безопасности в процессе производственной практики, при переходе через улицу и т.д. Подобные расстройства могут сочетаться с расстройствами высшей корковой функции, включая нарушения двигательной активности, познавательных способностей, общения и социального статуса ребёнка.

При изучении оптико-пространственной деятельности учащихся нами [2,3,4], было обнаружено, что у детей и подростков, а также студентов-иностранцев - с затруднениями в обучении их чтению, наблюдаются стойкие и своеобразные нарушения пространственного восприятия в процессе слежения за горизонтальным движением светового зайчика. У большинства из них наблюдалось соскальзывание взгляда в начале или в конце световой строки. Тот же “феномен соскальзывания взгляда” зарегистрирован у обследуемых в процессе движение глаз по строке при чтении.  Субъективно, при чтении, это воспринимается как “потеря строки”, “непонимания слов, расположенных по правому или левому краю строки”. Многие дети вынуждены для эффективного удержания взгляда на строке, сопровождать его движением пальца или пользоваться линейкой.

При этом наблюдается два узнаваемых варианта нарушения чтения.

  1. Ребёнок читает очень медленно, речь при озвучивании текста скандированная (при чтении ребёнок, как бы заикается).  Не может пересказать прочитанное.
  2. Читаемый текст озвучивает с достаточной скоростью. Чтение монотонное, без выражения и эмоциональной окраски. Не может пересказать прочитанное.

Кроме того, у детей с СНВ имеют место кратковременные, 5-20 секунд, выключения сознания во время урока (с определённой осторожностью их можно охарактеризовать как трансы, по типу absans), нарушающие процесс восприятия. На последних уроках, как маркер усталости ребёнка, таких выключений сознания может быть 3-5. Отсюда – мозаичность восприятия информации. Поэтому, при изложении учителем нового материала, ребёнок полностью перестаёт понимать новую тему.

Совокупность феномена соскальзывания взгляда и кратковременных выключений сознания в результате более медленного созревания головного мозга всё большего числа детей, дают понимание серьёзности и масштаба этой новой проблемы в образовании.

По нашим данным [4], число детей, имеющих затруднения в обучении чтению, составляет 15-21%. Причём, это дети из всех социальных слоёв населения.

Массовость лёгких церебральных нарушений в результате более медленного созревания мозга – новая реальность последнего десятилетия в России. Так, 32-60% современных детей, ежегодно поступающих в школу, имеют те или иные функциональные нарушения в деятельности мозга [5,6,7].

Обучение таких детей в рамках традиционной системы школьного образования, не учитывающей новые, изменившиеся психофизиологические особенности учащихся, порождает у них обвальное нарастание проблем и часто приводит к стойкой дезадаптации.

Иными словами, если, объективно нарастающее число детей, имеющих затруднения в обучении их чтению, являются серьёзной социальной и медико-психолого-педагогической  проблемой, то, очевидно, что для её решения необходимы совместные, комплексные усилия систем здравоохранения, образования, а также, создание специальных социальных программ.

Нами проводятся следующие мероприятия для выявления детей с нарушениями внимания и гиперактивностью, а также меры по их психолого-педагогической коррекции.

Данный проект 7-й год разворачивается в городах: Казань, Киров, Ижевск, Серпухов, Центральный Административный Округ Москвы. В этих городах одновременно проводится разработка и внедрение различных форм и технологий психолого-педагогической работы. Кроме того, отрабатываются несколько организационных вариантов для выявления и оказания помощи детям с нарушениями внимания. И всё это, применительно к местным административным и социальным условиям.  

  1. Раннее выявление детей с нарушениями внимания в дошкольный период и в 1-м классе с помощью теста Тулуз-Пьерона, используемого нами в качестве скрининг-теста.

  2. Повышение квалификации учителей и  обучение их технологиям педагогической коррекции в процессе преподавания детям с нарушениями внимания СНВГ. (Критерий эффективности: повышение успеваемости и уменьшение общей заболеваемости детей).

  3. Повышение квалификации школьных психологов и обучение их методам диагностики и особенностям психологической коррекции нарушений внимания у детей СНВГ. (Критерий эффективности: повышение успеваемости и уменьшение общей заболеваемости детей).

  4. Обучение учителей особенностям психологии индивидуальной работы с ребёнком, с учётом наличия в классе детей с СНВГ.

  5. Обучение родителей методам эффективного взаимодействия с детьми (критерий эффективности - количество обученных родителей).

  6. Обучение домашних репетиторов особенностям работы с детьми с СНВГ.

 

Наиболее перспективные направления решения проблемы выявления и психолого-педагогической коррекции СНВГ у детей.

Разумеется, для решения столь сложной проблемы, одновременно требуются усилия самых разных специалистов.

Во-первых, это раннее выявление таких детей на этапах дошкольного обучения и в первом классе. Не секрет, что углублённое нейропсихологическое обследование одного учащегося на наличие СНВГ занимает у школьного психолога до 4-6 часов. В условиях современной школы, одному психологу обследовать всех детей только в начальных классах  -  это нереально.

Выход из подобных ситуаций давно найден в медицине. Это скрининг-тесты (от английского screening - просеивание).

Например, типичным скрининг-тестом, отсеивающим тестом, является реакция Манту (Mantoux). Этот скрининг-тест предназначен для недорогих массовых обследований с целью отбора детей, подозрительных на туберкулёз. И только среди отобранных, на втором этапе, проводится тщательное обследование, в результате которого, отделяют детей с туберкулёзной инфекцией, от детей с аллергией или глистной инвазией.

В качестве подобного скрининг-теста нами был использован один из вариантов корректурной пробы – тест Тулуз-Пьерона [8]. Тест сертифицирован государственным предприятием «ИМАТОН», г. Санкт-Петербург, и утверждён Госстандартом РФ. На обследование класса со всеми организационными моментами, достаточно 20-25 минут.  Исследовательская бригада состоит из специально подготовленного психолога и 3-4 помощников (обычно студенты-практиканты или добровольцы учителя других начальных классов).

У детей, отсеянных с помощью скрининг-теста Тулуз-Пьерона, и имеющих нарушения внимания различного генеза, на втором этапе обследования, проводится более углублённая диагностика нарушений [4].

Необходимо особо подчеркнуть то, что дети, выявленные с помощью скрининг-теста, на втором этапе, должны пройти дальнейшее углублённое нейропсихологическое обследование по любым широко известным методикам, например А.В. Семенович, Л.С. Цветковой, Е.Д. Хомской и др. [9,10,11].

Как мы видим, существует реальная технология массового выявления детей, не готовых к обучению (или требующих психолого-педагогической коррекции), специально обученными специалистами.

Во-вторых, для детей с СНВГ существуют разработанные и апробированные методы педагогической коррекции нарушений внимания в процессе ведения урока, специально обученным учителем. Наша задача – обучить новым методикам как можно больший круг педагогов.

Есть и методы эффективного индивидуального обучения ребёнка (специально подготовленные репетиторы и проинструктированные  родители).

В-третьих. Выяснилось, что для таких детей с нарушениями внимания необходимо создание  нового поколения адаптированных школьных учебников, которые легко воспринимаемы как детьми с СНВГ, так и (тем более) обычными детьми.

Вполне очевидно, что для детей с нарушениями внимания, уже сегодня нужно приступить к созданию учебников, учитывающих изменившиеся психофизиологические особенности учащихся, и  облегчающих восприятие учебного материала.

  • Это специальный шрифт и размер букв.

  • Это особое расположение текста и картинок на странице учебника.

  • Для этих детей нужно выработать специальный тезаурус, содержащий слова, понятные ребёнку 6-7 лет, проживающему как в городе, так и на селе, с постепенным введением новых слов. Особенно это важно для понимания ребёнком текстов задач.

  • Иллюстрации также должны быть достоверны и понятны ребёнку.

В-четвёртых. Часть детей с нарушениями внимания нуждается в дальнейшей диагностике и психологической коррекции эмоционально-волевой сферы в специализированных центрах психотерапевтом, логопедом, дефектологом и др.

В-пятых. Примерно такой же части детей необходимо оказание специализированной медицинской помощи (педиатр, невропатолог, психоневролог, вертеброневролог).

И, в-шестых, социальные аспекты данной проблемы в образовании, ещё ждут своего решения. Преподаватели высшей школы констатируют обвальное падение грамотности у студентов высшей школы и, особенно, у абитуриентов. С нашей точки зрения – это предвестники постепенно нарастающих проблем в системе образования, так как нами у части студентов обнаруживались описанные выше особенности нарушений внимания [2]. Сегодня в системе среднего специального образования, в каждом классе есть 3-4 студента, имеющие затруднения с чтением.

Таким образом, всё большее число детей испытывают затруднения в обучении их чтению, а с каждым новым поколением детей их число нарастает. А грамотность – не только фундамент образования, но и фундамент общей культуры нашего общества. Данная проблема в образовании более серьёзна и актуальна, чем это кажется нам сегодня.

Поэтому, для решения проблемы впервые в психологической практике, предлагается комплексный подход, в котором одной из ключевых позиций является массовое обследование учащихся с использованием скрининг-теста Тулуз-Пьерона.

 

Решение этих проблем лежат на разных уровнях:

  1. Коррекция родовых повреждений. Восстановление кровообращения шейного отдела позвоночника, поврежденного в процессе родов.

  2. Коррекция последствий родовых повреждений. Восстановление микроциркуляции головного мозга и восстановление созревания мозговых структур.

  3. Психофизиологическая коррекция мозговых процессов. Нанопсихологическая коррекция осуществляет координацию внутримозговых и межполушарных структур, с некоторым возрастным опережением.

  4. Психологическая коррекция. Открытие заблокированных информационных каналов. Вариант: отсутствие "эталонов поведения" у ребёнка. Например, замечания со стороны взрослых, вызывают искреннее изумление: "Да? Пробежал по партам? Да! Ну и что тут такого?".

  5. Педагогическая коррекция. Обучение педагогов работать в классе, с присутствием детей с СДВГ, с минимальным ущербом для нервов и здоровья.

  6. Применение «скрининг–тестов» для диагностики СДВГ. То есть, массовая недорогая психологическая диагностика детей с СДВГ (впервые в мире предложенная Л.А Ясюковой).

  7. Психологическая коррекция. Обучение школьных психологов ранней диагностике и психологической коррекции детей с СДВГ.

  8. Научные исследования.

 

Темы:

  • "Парабиоз Введенского у детей с СДВГ".
  • "Нанопсихология" – принципиально новое направление в мировой нейропсихологии и психофизиологии.

В кн.: Интеллектуально-личностное развитие детей с психофизическими особенностями посредством использования методик Н.А. Зайцева: Матер. Международной научно-практической конференции, - Минск, 9-11 марта 2006 г./под ред. канд. пед. наук И.Н. Логиновой; ГУО “Академия последипломного образования“ - Минск: АПО, 2006. – с. 119-121.

 

 

Для добавления комментариев, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Меню регистрации/авторизации находится на главной странице.

След. »

Архив :.
Новые статьи :.
Информация :.
Объявления
Полезная информация
Справочник
Гостевая книга
Опрос :.
Наши гости, кто вы?

OZON.ru