21.02.2009 г. Главная Для учителей Дообучение работе с детьми Индиго Школьные нагрузки и здоровье
I Новости I О нас I Индиго - кто они? I Статьи I Контакты I Форум I Фото-галерея I

4100168352973

Школьные нагрузки и здоровье
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
Автор Безруких М.М.   
14.02.2009 г.
Девяностые годы характеризуются значительным ухудшением состояния здоровья детского населения России. По данным Министерства здравоохранения, за последние 5 лет ухудшился стартовый уровень здоровья новорожденных: возросла их заболеваемость, а число нормальных родов составляло лишь 32%. Уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей приобретают хронические заболевания, и только один ребенок из трех остается здоровым. Наибольший удельный вес составляют заболевания органов дыхания - 62,2%, болезни органов пищеварения - 6% и т. д. Высок процент детей группы риска по формированию хронической патологии.
 

В школьном возрасте ухудшение здоровья еще более выражено и четко прослеживается от начала обучения в школе к его концу. За последние 10 лет число школьников с хронической патологией  возросло в 1,5 раза. Распространенность хронических болезней среди учащихся начальной школы увеличилась в 1,4, а среди подростков-школьников - в 2,1 раза.

За последние годы изменилась и структура выявляемой патологии. В настоящее время наиболее часто встречаются расстройства и болезни опорно-двигательного аппарата, нервно-психические и кардиоваскулярные нарушения, эндокринные расстройства и аллергические болезни, патология органов системы пищеварения. Частота встречаемости этих классов и групп болезней за последние годы возросла в 2-6 раз.

Важно отметить, что за время обучения в школе 70% сформировавшихся в начальных классах функциональных расстройств трансформируются и к моменту окончания школы перерастают в стойкую хроническую патологию: в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата, в 2 раза увеличивается число нервно-психических расстройств и функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы. Наиболее значительное увеличение частоты всех классов патологических состояний отмечается в возрастные периоды 7, 10 и 12-17 лет, т. е. в критические периоды, характеризующиеся наиболее интенсивной перестройкой систем организма и снижением его адаптивных возможностей.

Нет сомнения в том, что серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей оказывают социальные и экологические проблемы. Никто не отрицает при этом генетической отягощенности, и все же специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой.

Это убедительно доказывают данные Института возрастной физиологии РАО, в соответствии с которыми в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. За 8-9 месяцев обучения существенно не меняется влияние социальных и экологических факторов, но резко ухудшается состояние здоровья, что свидетельствует о том отрицательном влиянии, которое оказывает именно школа.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те школьные факторы (школьные факторы риска - ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния.

К числу ШФР относятся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика.
  2. Интенсификация учебного процесса.
  3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
  4. Нерациональная организация учебной деятельности.
  5. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
  6. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.).

Воздействие школьных факторов риска усугубляется тем, что они действуют комплексно и практически постоянно в течение 10-11 лет. Поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов, их суммарное воздействие велико. Кроме того, негативные влияния ШФР приходятся на наиболее чувствительный к любым неблагоприятным воздействиям период интенсивного роста и развития организма ребенка.

Важно также отметить, что воздействие на организм человека любого неблагоприятного фактора усиливается, если такое влияние воспринимается как неизбежное, неуправляемое, неизменное. Это в большой мере относится к комплексу школьных факторов риска, которые ребенок не в силах изменить, минимизировать или исключить.

Опасность влияния ШФР усиливается и тем, что их воздействия на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляются не сразу, а куммулируются (накапливаются) в течение нескольких лет. Кроме того, микросимптоматика этих нарушений не привлекает внимание педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию.

Теперь рассмотрим некоторые из этих факторов подробнее. Одним из источником стресса в школьной жизни становятся прежде всего сама школьная среда, ее жестокость и агрессивность, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона - ребенок. Специальные исследования Института возрастной физиологии РАО показывают, что микрострессоры (которые по силе своего  суммарного негативного влияния не уступают серьезным конфликтам) в школе действуют практически ежеминутно. На обычном уроке в начальных классах педагог успевает сделать от 8 до 19 замечаний. А реплики типа «Ты опять не успел выполнить задание!» (медлительному ребенку), «Ну что это за почерк?!», «Не стараешься!», «Больше не буду проверять такие работы!» (ребенку с расстройством психического здоровья или леворукому), к сожалению, типичны. В такой системе «педагогических пощечин» педагоги (и родители) не видят ничего особенного, так как и на более серьезные конфликты взрослые порой не обращают внимания.

Постоянный страх очередного унижения, упреков в несостоятельности - еще один источник стресса. Этот страх усиливается от осознания того, что избежать конфликтную ситуацию невозможно. Результаты наших исследований свидетельствуют, что в классах с авторитарным, жестким, недоброжелательным педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5-2 раза больше, чем в классах со спокойным, внимательным и доброжелательным педагогом (при прочих равных условиях обучения).

Ограничение времени деятельности. Этот стрессогенный фактор хорошо известен и физиологам, и психологам. Все последствия «временного цейтнота» школьник испытывает в течение 10-11 лет: неизбежное снижение качества учебной работы, неудачи, заставляющие ребенка испытывать несостоятельность, недовольство взрослых и т. п. При этом школьник может не успеть сделать задание из-за увеличения объема и интенсивности учебных нагрузок, но виной тому могут быть и неадекватные технологии и методики обучения. Так, в практике современной школы успешность обучения часто определяется не качественными, а количественными (скоростными) показателями деятельности. Это прежде всего относится к скоростным характеристикам письма и чтения в начальной школе. Данные психофизиологических исследований процессов формирования навыков письма и чтения, проводимых в течение многих лет в Институте возрастной физиологии РАО, показали, что несвоевременное форсирование темпа письма и чтения не только не способствует формированию этих базисных навыков, но и тормозит этот процесс, нарушает его психофизиологическую структуру. Использование в качестве критерия успешности формирование навыка чтения скоростных характеристик, превышающих 80-90 слов в мин, противоречит психофизиологическим закономерностям восприятия информации. При такой скорости чтения часть информации просто не воспринимается. Кроме этого, артикуляционные движения во время чтения требуют значительного мышечного напряжения, что приводит к утомлению. Такая скорость просто превышает физиологические возможности некоторых детей. Несмотря на это, в школе продолжается «испытание секундомером», приводящее к развитию не только пограничных нарушений психического здоровья, но и тяжелейших психических расстройств. Решение этой проблемы требует изменения положения ребенка в школе, законодательной защиты его прав и здоровья, а также серьезных изменений в профессиональной подготовке педагогов.

Вторым по значимости фактором риска, вызывающим повышенное функциональное напряжение, утомление и переутомление, выступает несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся. Фактически все то, что касается скоростных характеристик деятельности, и есть отражение несоответствия методики возрастным и функциональным возможностям ребенка. Ярким примером такого несоответствия может служить методика обучения безотрывному письму. При ее использовании нарушается психофизиологическая структура письма, ребенок выполняет биомеханически нецелесообразные  движения, которые из-за задержки дыхания приводят к гипоксии. Особенно остро проблема адекватности педагогических воздействий уровню физиологической зрелости стоит в начале обучения (при поступлении в I класс).

По данным психофизиологических и нейрофизиологических исследований к началу обучения в школе у подавляющего большинства современных детей 6-7 лет еще не сформированы школьно-значимые функции. От 60 до 90% детей имеют возрастную несформированность таких важнейших функций, как организация деятельности, моторное и речевое развитие, зрительное и зрительно-пространственное восприятие, интегративные функции (зрительно-моторные, слухо-моторные координации). Все эти  функции являются основой формирования базисных учебных навыков  письма, чтения, счета. Нейрофизиологаческие исследования этих же детей позволили понять механизмы несформированности ведущих познавательных функций. Это прежде всего функциональная незрелость коры и регуляторных структур мозга, которая у детей с трудностями обучения сохраняется на протяжении первых трех лет обучения в школе. Важно подчеркнуть, что функциональная незрелость, несформированность школьно-значимых функций у детей 6-7 лет не означают неспособности к обучению. При правильно организованной адекватной системе обучения само обучение будет способствовать развитию этих функций, при неадекватной - тормозить его. К сожалению, пока эти особенности поступающих в школу детей почти не учитываются, что и приводит к стрессам и нарушению здоровья.

Нельзя сказать, что школа не ищет выхода из создавшейся ситуации. Один из широко распространяющихся вариантов - дошкольное обучение. Подчеркнем - именно обучение, а не подготовка к школе, обучение письму, чтению, математике по упрощенной программе первого класса.

Мы подробно анализировали эту ситуацию (см. предыдущий раздел ) и еще раз отметим, что раннее систематическое обучение связано с выраженным функциональным напряжением, снижением адаптивных возможностей организма детей, нарушением структуры интеллектуального развития, торможением развития зрительно-моторных координации и другими негативными явлениями. Формирование обучения письму и чтению формирует неэффективную технику письма и чтения, нарушает психофизиологическую структуру этих процессов, что на следующих этапах обучения неизбежно приводит к серьезным школьным трудностям.

Еще один фактор риска, приводящий к резкому снижению работоспособности и выраженному переутомлению и ухудшению здоровья, это интенсификация учебного процесса. Причем интенсификация идет различными путями. Первый - наиболее явный (открытый) - увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т. п.). Так, например, по данным Министерства образования, за период с 1945/46 по 1997/98 учебные годы учебная нагрузка в основной школе увеличилась почти в 2 раза. Если учесть, что в основной школе на приготовление домашних заданий необходимо 3-4 ч, то нетрудно подсчитать, что рабочий день школьника составляет 8-12 ч. Напомним, что это цифры базисного учебного плана и они существенно отличаются от реально существующей нагрузки.

Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет: в начальной школе в среднем 6,2-6,7 ч в день, в основной школе 7,2-8,3 ч в день и в средней школе 8,6-9,2 ч в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9-10 ч в начальной, 10-12 - в основной и 13-15 ч в средней школе. Увеличение учебной нагрузки неизбежно нарушает режим, ведет к резкому сокращению сна, отдыха. Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных учебных заведениях и классах не проходит бесследно: у этих детей достоверно чаще отмечаются большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость организма и другие нарушения. Среди учащихся этих школ в 1,2-2 раза больше, чем в массовой школе (хотя и в массовой школе далеко не все благополучно), детей со сниженным функциональным резервом, дефицитом массы тела, патологией органов зрения, хронической патологией. По данным Министерства здравоохранения России, результаты проверок школ альтернативного типа (негосударственные общеобразовательные учреждения) показали, что 80% этих учреждений открыто без согласия с медиками, санитарной службой, размещены в условиях, не отвечающих санитарным правилам и нормам.

Серьезные нарушения гигиенических требований выявлены в организации учебного режима, питания, физического воспитания и медицинского обслуживания детей.

Eсть второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса - реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. По данным того же министерства, за период с 1945/46 по 1997/98 учебные годы в начальной школе резко сократилось количество часов на образовательную область филология (на 49%) и на образовательную область математика (на 62%). Каждому, кто знаком с системой начального обучения и существующими программами как традиционной, так и развивающими, понятно, что содержание и объем учебного материала ни в одной, ни в другой области за последние 50 лет не уменьшились. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса, утомлению и переутомлению.

Высокая интенсивность учебы не позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, оставить резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в состоянии здоровья (их более 80%). Число таких детей за годы обучения неуклонно растет. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 - психоневрологических отклонений, в 3 - патология органов пищеварения, т. е. уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья углубляются, усиливаются, становятся хроническими и комплексными. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.

Однако до сих пор приходится убеждать педагогов, что это взаимосвязанные процессы. Действительно, микросимптоматика переутомления может быть четко не выражена, замаскирована, а такие его проявления, как раздражительность, плохой сон, плаксивость, неустойчивость внимания, низкий уровень работоспособности, часто принимаются за лень, нежелание учиться, отсутствие старательности. Повышенная чувствительность организма к интеллектуалъным, физическим и эмоциональный перегрузкам в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик и технологий обучения создают «идеальные» условия для развития нервно- психических заболеваний.

С интенсификацией учебного процесса тесно связаны нарушения гигиенических нормативов учебной и внеучебной нагрузки, труда и отдыха школьников, нерациональная организация учебного процесса. Не только первоклассники, но и школьники всех младших классов недосыпают 1,5-2 ч в 80-90% случаев, а сокращение ночного сна отрицательно сказывается на функциональном состоянии их организма. Средняя продолжительность прогулок на воздухе обычно составляет не более 15-30 мин. Какое-то время ребенок может выдержать и такую напряженную жизнь, а потом чем-то жертвует - или школой («стал лениться», «не хочет учиться», «не старается») или здоровьем. Третьего, как показывает практика, увы, не дано.

Отрицательное влияние нерациональной организации учебного процесса также не требует особых доказательств. Причем в организации учебного процесса в школе нет мелочей, все значимо, все сказывается на состоянии и здоровье ребенка - и мебель, и освещенность, и продолжительность перемен, и использование технических средств и многое другое, что в определенной мере регламентировано Санитарными правилами и нормами.

Безусловно, нельзя отрицать то негативное влияние, которое оказывают неблагоприятные экологические, социально-экономические условия, недостаточная поддержка матери и младенцев, генетическая отягощенность и другие факторы.

В то же время специалисты считают, что от 20 до 40% воздействия отрицательных факторов приходится на школу. Неблагоприятные изменения в состоянии здоровья первоклассников можно отметить уже в первые месяцы пребывания в школе. Многие родители с тревогой отмечают, что вскоре после первых радостных недель учебы поведение и самочувствие многих малышей меняется, часто они становятся вялыми, плаксивыми, раздражительными, хуже спят, неохотно идут в школу. Встречаются и такие, которым «уже не хочется учиться». Именно эти изменения свидетельствуют о неуклонно нарастающем утомлении.

Есть ли показатели, по которым учитель и родители могут судить о степени ухудшения состояния здоровья ребенка?

Одним из таких показателей, к тому же легко поддающихся контролю, является масса тела. По изменению этого показателя можно проследить, какое влияние оказывает учебная нагрузка на организм, вызывает ли она отрицательные изменения в состоянии здоровья. Ведь ребенок интенсивно растет, развивается, и снижения веса или образования «дефицита массы тела» не должно быть. Однако результаты обследования первоклассников свидетельствуют, что доля таких детей достигает в итоге 20-33%. И это очень тревожит. В некоторых детских коллективах, по нашим наблюдениям, уже к концу первой четверти масса тела снижалась у 60% учащихся. Одновременно со снижением веса ухудшались показатели работоспособности, появлялись жалобы детей на усталость, сонливость, головные боли.

Сочетание снижения массы тела с ухудшением функционального состояния организма детей, снижением умственной работоспособности и успеваемости подтверждает высокую информативность этого показателя при оценке реакции организма на учебную нагрузку и позволяет использовать его при оценке адаптации ребенка к условиям обучения в школе. Этот показатель для контроля могут использовать и родители.

Еще один очень информативный показатель - артериальное давление. Конечно, анализ динамики артериального давления не так прост, как еженедельное или ежемесячное взвешивание детей, но врачи обязательно используют его для контроля за функциональным состоянием организма детей в период адаптации к школе. Чаще всего при утомлении у первоклассников отмечается значительное снижение артериального давления. А в тех случаях, когда учебные нагрузки приводят не только к утомлению, но и переутомлению, артериальное давление может значительно повышаться. Это говорит о том, что нагрузка непосильна для ребенка. Особенно часто повышение артериального давления отмечается в начале учебного года (в остром периоде адаптации) и в середине третьей - самой трудной четверти. Иногда такие нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы выявляются и в конце учебного года. Повышение артериального давления у школьников может сочетаться как с появлением шумов в сердце, так и с нарушениями нервно-психического здоровья. Все это результат чрезмерного напряжения и переутомления.

Режим учебных занятий и степень учебной нагрузки в первую очередь сказываются на состоянии нервной системы детей, т. е. их психическом здоровье. Любое неблагополучие, связанное с учебной нагрузкой или с условиями, в которых протекает обучение (слишком сложная программа, нарушения в организации режима дня, частые болезни, неблагоприятная семейная обстановка), очень быстро сказывается на состоянии психического здоровья. Уже в первые недели и месяцы обучения напряжение нервной системы становится явным у многих детей. Это чувство усталости, вялость или, наоборот, чрезмерная возбужденность, раздражительность. Учителя отмечают особую трудность первых недель обучения: «Их трудно собрать, заставить слушать, сосредоточиться на задании». Уже через 15 мин в классе становится шумно. Не обращая внимания на учителя, дети начинают заниматься своими делами. В этот же период могут появиться головные боли, чаще к вечеру, нарушается сон (малыш долго не может уснуть, ночью вскрикивает, просыпается). В тяжелых случаях может появиться энурез и другие проявления нарушений нервно-психической сферы. Если эти изменения выражены в слабой степени и компенсируются в течение первой четверти, то можно говорить о легкой дезадаптации.

 

   Директор Института возрастной физиологии РАО (г. Москва)

 

 

Для добавления комментариев, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Меню регистрации/авторизации находится на главной странице.

След. »

Архив :.
Новые статьи :.
Информация :.
Объявления
Полезная информация
Справочник
Гостевая книга
Опрос :.
Наши гости, кто вы?

OZON.ru