Современный период перехода тысячелетий поставил перед обществом серьезные вопросы, связанные с изменениями системы образования. Параллельно назревают два серьезных противоречия. Одно из них - противоречие между существующей системой образования и новыми потребностями нарождающегося информационного общества. Второе - противоречие между существующей системой образования и потребностями современных детей, которые, по мнению большинства ученых, педагогов и психологов, занимающихся изучением детства, обладают рядом новых характеристик, что требует новых подходов к их воспитанию и образованию. Один из наиболее закрепившихся терминов для обозначения таких детей – дети Индиго. И хотя данный термин используется очень по-разному, и феномен детей Индиго требует серьезного многоаспектного изучения, мы все же будем его использовать для обозначения тех «новых» детей, которые уже есть здесь и сейчас. Каждый у кого есть дети или кто работает с детьми на протяжении достаточно длительного времени поймет о чем идет речь, поскольку изменения в поведении, восприятии окружающего мира и себя в нем, в отношениях с другими детьми и со взрослыми у многих современных детей просто не возможно не заметить.
Итак, кажется, вполне логичным предположить, что появление и явное увеличение количества в современном обществе детей Индиго и новые потребности современного общества, нуждающегося не просто в рабочих различного уровня, но, прежде всего, в личностях творческих, самостоятельных и самобытных, - это звенья одной цепи и явления взаимосвязанные между собой. Они показывают на несостоятельность современной системы общего образования с двух различных позиций. Во-первых, современное общество оказывается неудовлетворенным в потребности обеспечения его специалистами, которые умеют на новом уровне оперировать информацией, пользоваться различными информационными носителями, проводить качественный анализ информации на основании чего могут принимать быстрые творческие нестандартные решения. Во-вторых, массово появляющиеся сегодня дети-Индиго, обладающие необходимыми задатками для того, чтобы стать теми самыми, востребованными новым информационным обществом, творческими, нестандартно-мыслящими личностями, не могут закрепить в себе эти качества, проявить их в необходимой мере, встречаясь с нивелирующей системой образования. Эта система не отвечает их потребностям, не готова предоставить им новые формы образования, отвечающие их особенностям мышления, познания, формирования творческих навыков.
Так Стивен Харрисон в своей книге «Счастливый ребенок» справедливо отмечает, что «…устаревшее фрагментарное образование больше не в состоянии удовлетворить всевозрастающую потребность в умении управлять невиданными прежде потоками информации, постигать природу межкультурных конфликтов и справляться с проблемой истощении природных ресурсов – от нефти до пресной воды. Этим потребностям может удовлетворить лишь качественно новое, целостное воспитание детей».[1,21] Таким образом, мы делаем вывод о том, что современное образование должно давать ребенку целостную картину мира и навыки поиска, обработки и анализа информации, необходимой для решения стоящей перед ним той или иной проблемы.
Подобного рода образование позволит ребенку продуктивно использовать свой творческий потенциал, свойственный каждому ребенку, но, зачастую теряемый в ходе стандартного обучения, построенного не на решении творческих задач, а на воспроизведении запоминаемой информации (с чем компьютер справляется сегодня значительно быстрее и лучше любого человека).
Итак, мы можем сделать вывод о том, что современному обществу необходим специалист, который умеет творчески рассматривать проблему и обладает навыками поиска и анализа информации, позволяющими решать эту проблему путем неожиданных решений, основанных на его личностном потенциале.
Теперь обратимся к некоторым аспектам феномена детей-Индиго. Среди наиболее важных отличительных особенностей этих детей, выделяемых специалистами, занимающимися этой проблемой (Нэнси Энн Тэпп, Дорин Вертью, Дебра Хэгель, Ли Кэрролл, Джен Тоубер, Нина Наумовна Иващенко,), наиболее общими можно назвать следующие:
- Глубокое, обостренное чувство собственного достоинства;
- Уязвимость, ранимость, открытость всему новому;
- Обостренная интуиция;
- Артистичность, творческое начало, обуславливающее общий подход к жизни и окружающему миру;
- Отрицание ограничений, смысл которых непонятен, отрицание однозначной авторитетности взрослых просто на основании их возраста;
- Восприятие от общего к частному;
- Правополушарное или обоеполушарное развитие (обоеполушарное развитие особенно заметно проявляется у детей, родившихся в последние 4-6 лет);
- Нетривиальные подходы к решению стоящих задач.
Как и все в нашем мире, данные качества могут быть обращены во зло или во благо. Каждое качество имеет золотую середину и два противоположных конца. Так упорство, настойчивость и упрямство; мужество и отчаянная рискованность, безответственность являются одним по своей сути качеством, развивающимся в различных направлениях. Так же обстоит и дело с вышеперечисленными особенностями детей Индиго. Попадая в различное окружение, благоприятно или не благоприятно на них влияющее, такие дети либо проявляют свои качества в позитивном русле, либо в негативном. Именно отсюда происходит такое разнообразие восприятия и подходов к феномену детей Индиго. Их считают как гениями, так и психически больными людьми, либо превозносят, возлагая на их плечи чуть ли не спасение мира, как на своеобразных Мессий, либо ставят ярлык неуправляемых, социально опасных, склонных к агрессии и насилию. Тем более, нашей задачей является обеспечить им наиболее оптимальную среду для развития их позитивно направленных особенностей, что позволит им стать не разрушителями старого мира, а созидателями нового, на пороге которого мы сейчас находимся.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что нам необходима некая принципиально отличающаяся от традиционной по своему духу и построению система образования, которая позволила бы направить потенциал детей Индиго в позитивное русло, обеспечив новое информационное общество необходимыми творческими кадрами. Этим кадрам необходимо целостное восприятие мира, умение нетривиально мыслить, личностная состоятельность, ощущение ответственности, свободы и творчества, как основных жизненных потребностей.
К сожалению, попытки привить старому дереву новые черенки, какими оказываются для традиционной системы образования попытки введения новых дисциплин, разработка новых курсов (которые в быстроменяющемся мире устаревают скорее, чем успевают апробироваться и внедриться), игры в детскую демократию и самоуправление, не могут привести к необходимым глубинным кардинальным изменениям. Старые принципы подготовки педагогических кадров, непрестижность профессии педагога, консервативность системы образования в целом, классно-урочная система и фрагментарное построение предлагаемого детям материала сводят на нет попытки глубокого реформирования образования, создавая лишь эффект «косметического ремонта».
Вместе с тем, уже более ста лет существует педагогическая система, отвечающая основным требованиям сегодняшнего дня – это педагогическая система Марии Монтессори. Кто-то возразит, что столь далеко отстоящая от нас по времени создания педагогическая система вряд ли сможет оказаться адекватной в условиях быстро меняющегося мира. Вместе с тем, глубокая проработанность и гуманистическая направленность ее внутренней философии, основанная на уважении к ребенку, и глубоком изучении его особенностей, позволяет удовлетворять особые потребности детей Индиго. Система крайне гибка и мобильна. Она не предполагает определенного массива информации, который надлежит передать детям. Монтессори-система являет собой набор средств обучения ребенка без подавления его врожденного любопытства с учетом физиологичных ему периодов особого интереса и чувствительности к тем или иным аспектам окружающего мира. Это позволяет каждому ребенку оставаться индивидуальностью, неповторимой личностью, находить наиболее подходящую для него сферу деятельности в зависимости от склонностей и интересов. Кроме того, Монтессори-система уделяет большое внимание гармоничной целостности развития ребенка, уделяя внимание не только его интеллекту, но и сенсорному, физическому, эмоциональному и духовно-нравственному, ценностному развитию. Только целостно развитая, гармоничная во всех своих проявлениях личность может иметь целостное восприятие окружающего мира, видеть многоаспектность каждой из решаемых проблем, многонаправленность ее решений и спектр возможных последствий.
Важен и еще один аспект. Дети, с раннего возраста развивающиеся в условиях системы свободного воспитания, автоматически впитывают понятие ответственности, как неотъемлемой составляющей свободы. Они не испытывают на себе синдрома человека «дорвавшегося» до свободы и путающего ее от этого со вседозволенностью.
У воспитанников Монтессори-учреждений, как правило, более высокие по сравнению с другими детьми показатели волевого развития, которое является достаточно слабым местом большинства детей Индиго.
Монтессори-система ставит взрослого в позицию старшего друга и помощника ребенка, а не давлеющего над ним авторитета, что позволяет детям Индиго сохранять чувство собственного достоинства, формирует здоровое отношение к социуму.
Тот факт, что дидактическая составляющая Монтессори-системы базируется на самостоятельной деятельности ребенка, оперирующего и манипулирующего с развивающими материалами и предметами реального мира, формирует у него научно-экспериментальный деятельностный подход к решению задач.
Возможности поиска и разработки самим ребенком дополнительных упражнений, предусмотренные каждым из дидактических материалов, позволяют развивать творческих подход к решению даже стандартных, традиционных задач, показывают возможность поиска новых путей в любой ситуации. Освоив до тонкости предложенный образец работы-манипулирования с материалом, ребенок привыкает искать новые творческие подходы к дальнейшему развитию своей деятельности. Это создает очень полезную привычку, которая будет делать такого работника конкурентоспособным и востребованным в условиях информационного общества, где особенно ценны альтернативные уже существующим решения возникающих проблем.
Предусмотренный в каждом из Монтессори-материалов самоконтроль учит ребенка ориентироваться на самоанализ полученных результатов, а не стороннюю оценку со стороны устоявшихся авторитетов, что поможет такому человеку легче искать новые пути не испытывая страха сделать ошибку, получить осуждение, что делает его творческий поиск свободнее.
Наличие нескольких уровней сложности при работе с одним и тем же материалом учит ребенка глубокому анализу и осознанию многоаспектности всех явлений жизни.
Количество запретов и ограничений в Монтессори-группе сведен до минимума, смысл каждого из них делается как можно более понятным для детей, что позволяет формировать позитивное отношение к миру, понимание обусловленности правил и законов некоей необходимостью. Это снижает уровень негативизма и агрессивности со стороны ребенка, делает его более критичным и устойчивым к негативным влияниям со стороны окружающего мира.
Знакомство ребенка с окружающим миром и его законами в Монтессори-группе на начальном этапе происходит через презентацию так называемых «Больших историй», принцип построения работы с которыми от общего – к частному, часто удовлетворяет потребностям детей Индиго, дает ребенку целостное представление, будит интерес ребенка к дальнейшему более частному, детальному исследованию. Дальнейшая работа строится на основе разработки детьми проектов по заинтересовавшим их аспектам общей глобальной проблемы, затронутой в «Большой истории». Работа над проектом позволяет ребенку получить навыки работы и информацией через поиск и обработку различных данных из различных источников, анализ и осмысление проблемы, поиск индивидуального творческого решения.
При этом активно приветствуются коллективные проекты, участие в разработке которых учит ребенка взаимодействию в творческой группе.
Особенное внимание в рамках Монетессори-метода уделяется развитию всех органов чувств ребенка: зрения, слуха, обоняния, осязания, барического чувства, что позволяет ребенку при обучении использовать полноценно весь спектр своих физиологических возможностей. Особенно важным это оказывается для детей, у которых осязание является основным органом чувств, влияющим на работу мозга, в частности, на запоминание в ходе обучения.
Как показывает практика работы Монтессори-групп, подтверждаемая и наблюдениями врачей-невропатологов, занятия по Монтессори-методу нормализуют работу нервной системы за счет упорядоченности среды, в которой находится ребенок и четкой алгоритмизации его работы. Этот факт еще раз доказывает актуальность данной педагогической системы при работе с детьми Индиго, большинство из которых страдает от синдрома недостатка внимания и гиперактивности.
Отдавая должное универсальности, гармоничности Монтессори-системы и ее значимости при работе с детьми Индиго, подготовке их к жизни в информационном обществе, представляется важным, что в современных условиях Монтессори-метод требует определенных дополнений, соответствующих сегодняшнему уровню развития науки и техники. На мой взгляд, расширения требует сфера художественного и музыкального воспитания, а так же включения в процесс воспитания новых информационных технологий.
Так же представляется принципиально важным построение непрерывного преемственного образования детей от самого раннего возраста до 10-12 лет. В нашей же стране преимущественно представлены группы для детей от 3 до 6 лет, хотя начинают активно развиваться группы для самых маленьких от 8 месяцев до 3 лет. Это, безусловно, позитивная динамика, поскольку именно этот возраст так важен для развития ребенка. А то, что занятия проводятся вместе с мамой, создает хороший доверительно-деловой контакт с семьей ребенка, помогая создавать единую среду и стратегию воспитания ребенка, поддерживаемую и родителями, и образовательным учреждением. Вместе с тем, школьное звено практически отсутствует, что серьезно снижает эффективность воспитания и образования ребенка, нарушая естественную динамику и преемственность процесса. Опыт работы немногих Монтессори-школ, которые выпускают детей в возрасте 10-12 лет в общеобразовательную школу (с 7 класса), показывает, что в этом возрасте формирование личности ребенка вошло в ту фазу, когда уже сформированы базисные понятия, представления о мире, навыки обучения и самоконтроля. Выпускники Монтессори-школ легко вписываются в коллективы сверстников в обычных школах, но обладают в отличие от них устойчивым высоким уровнем мотивации к обучению, любознательностью, умением организовать и адекватно оценить свою работу. Эти дети менее подвержены проблемам подросткового периода, благодаря здоровой и зрелой самооценке, кроме того, критичность ума и психическая устойчивость делают их менее подверженными внешним негативным влияниям (попыткам вовлечь в употребление алкоголя, наркотиков, ранние сексуальные контакты). Однако у детей, закончивших только Монтессори-детский сад и продолжающих свое образование с первого класса в общеобразовательной школе эти показатели значительно ниже. У них выше уровень интеллектуальных знаний, но формирование многих личностных качеств в период до 6 лет просто не успевает произойти.
Таким образом, подводя итог, мы можем сделать вывод о том, что Монтессори-система, безусловно, не являясь единственным, тем не менее, оказывается крайне актуальным и своевременным вариантом решения в сфере образования детей Индиго. Предоставляемые же данной системой благоприятные условия развития и становления таких детей, с высокой долей вероятности, помогут обеспечить потребность современного информационного общества в творческих кадрах нового уровня.
Катерина Сорокина [email protected]>
|