Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество, ни экономика, ни, тем более, государство.
Потребности безопасности и защиты включают в себя:
- потребности в организации,
- стабильности,
- законе и порядке,
- в предсказуемости событий,
- в свободе от таких угрожающих факторов, как болезнь, страх, хаос.
Безопасный мир и безопасность ребёнка в этом мире – наша общая задача
Цели и задачи:
- Обеспечение успешной социальной адаптивности ребенка к миру;
- обеспечение психологической готовности к безопасному поведению ребёнка на улице;
- формирование умения мобилизовать собственные ресурсы для оказания психологической и медицинской помощи нуждающимся.
Психологическая безопасность - состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников (И.А.Баева. Психологическая безопасность в образовании. Санкт-Петербург // Издательство «Союз» 2002 год стр.172).
Зоны уязвимости и поддержка:
- Физический аспект (поддержка в кризисных ситуациях)
- Психосоциальный аспект (помощь в психотравмирующих стуациях)
Угрозы психологической безопасности образовательной среды. Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы - это психологическое насилие в процессе взаимодействия.
Типы кризисных ситуаций в образовательной среде
- Несчастный случай с учащимися или преподавателем
- Самоубийство или смерть
- Грубое насилие (групповые разборки)
- Переживание утраты
- Общая кризисная ситуация, вовлекающая всю школу (пожар, наводнение и др.)
- Угрозы физической безопасности учащихся (захват заложников, обнаружение взрывчатых и отравляющих веществ)
Психотравмирующие ситуации - те ситуации, в которых человек или та или иная сторона, участвующая в событиях, испытывает ущерб в виде психических травм.
Интегральный показатель психологической безопасности
Насилие - это такое физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально организованное), которое неправомерно понижает его нравственный (духовный), психический (моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в т.числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.
Для более четкого определения термина «школьное насилие»
-
проводят разграничение между школой как одним из физических мест, где проявляется насилие, имеющее свои корни в болезнях общества,
-
и школой как системой, той социальной средой, которая сама вызывает и усугубляет проблемы
Психологическое насилие
- Ситуации открытого противоборства, агрессии, жестокого столкновения сторон
- Не выраженное ярко насилие, но имеющее самые разрушительные последствия для Личности: взаимоотношения Взрослого и Ребёнка (притеснение, принуждение, злоупотребление властью в школьной среде имеют серьёзные последствия.
Психотравмирующие ситуации с позиции психологии деятельности
- Прерывание деятельности небезразлично для психики: истощение психических ресурсов.
- Эффект Б.В.Зейгарник – эффект незавершённого действия – прерванные незаконченные задачи сохраняются в памяти лучше, чем завершённые
Учебная деятельность
- Деятельность зависит от условий её протекания (температурный режим, свежесть воздуха и пр.)
- и отражения этих условий в психике человека (темп, объём заданий в единицу времени, количество переключений и пр.)
Пути преодоления разрывов
- информирование, объяснение, структурирование, осмысление (эти шаги направлены на преодоление когнитивного разрыва);
- нахождение и предложение любой роли, с целью активации (ликвидация ролевого разрыва);
- помощь в нахождении контакта и поддержки (устранение социального разрыва);
- определение того, что не изменилось (личностный разрыв).
Разрывы целостности личности
-
Когнитивный – Непонимание того, что произошло.
-
Ролевой - Неспособность исполнять свои функции в семье / на работе(учебе).
-
Социальный – Отдаление от семьи и друзей.
-
Личной истории – Неспособность давать себе отчет, физически или эмоционально
Концепция сопровождения основывается на реализации следующих программ:
-
личностная – развитие способностей и возможностей ребенка различными психологическими, педагогическими средствами для адаптации его к окружающей среде жизнедеятельности.
-
средовая – приспособление социальной и учебно-воспитательной среды жизнедеятельности ребенка под его особенности и нужды.
-
комбинированная – различные сочетания перечисленных программ.
Центр «Безопасный мир»:
- Медиа центр (Центр прессы)
- Образовательный центр: Уроки ОБЖ, ПДД, «Безопасное колесо», Педагогические мастерские, Мастер-классы, «Полилог Культур»
- Центр спортивной и физической культуры
- Психологический клуб
Задачи для взрослых (цели и задачи развития школы по организации образовательного процесса)
- Организация безопасного образовательного пространства на основе формирования культуры поведения в сложных жизненных ситуациях.
- Обновление содержания образования через внедрение инновационных образовательных технологий:
- Моделирование языкового образования как средства социализации и развития коммуникативной готовности учащихся
- Личностно – деятельностный подход в ходе непрерывного математического образования
- Развивающая среда – начальная школа
- Педагогика «Здоровья»
- Моделирование социально-культурной среды как условия успешного развития детей в системе воспитания
- Реализация психолого-педагогического мониторинга
Ожидаемые результаты:
Ребёнок как индивид, индивидуальность, личность
- Доброжелательность
- Самокритичность
- Быстрая переключаемость
- Согласованность зрительно-моторной и слуховой координации
- Плавность и скоординированность движений
- Волевой самоконтроль
- Знания и умения
- Потребность в новых знаниях и впечатлениях
- Коммуникативная активность
- Стрессоустойчивость
- Хорошая физическая подготовка
- Терпение
- Исполнительность
Содержание и задачи деятельности школьной психологической службы
С учителями:
- Поддержка в критических ситуациях
- Расширение сферы профессиональной компетенции
- Помощь при нарушении связи с коллегами
- Ослабление синдрома эмоционального выгорания
- Помощь в критических жизненных ситуациях в рамках профессиональных будней.
|
Со школой (как учреждением):
- Передача опыта в области школьной психологии
- Помощь при организационном развитии
- Предоставление помощи по конкретно обсуждаемому вопросу-запросу
- Поддержка в критических ситуациях и т.д.
|
Обеспечение безопасности в образовательном пространстве включает три основные типа мероприятий:
- подготовка и профилактика;
- непосредственное действие в чрезвычайной ситуации;
- после-кризисные меры.
Факторы, учитывающиеся при составлении антикризисного плана
- типы ситуаций, которые определяются образовательным учреждением как чрезвычайные,
- какие признаки определяют кризисный характер этих событий;
- каков алгоритм действий (кем, где и как);
- каким образом, и по каким критериям определять и сортировать медицинскую и психологическую травму;
- как выявить учащихся и сотрудников, которым может потребоваться последующая консультация.
|