Ещё студентом, я подрабатывал лаборантом в одной научной военной лаборатории. Понятное дело, по вечерам, я с удовольствием почитывал открытые страницы диссертаций с грифом "для служебного пользования". Оттуда я твёрдо запомнил, что период адаптации в экстремальных условиях составляет 45 суток. Потом, уже в аспирантуре, я нашёл это в многочисленных открытых публикациях. Более того, профессор разрешала начинать исследования только после "кризиса середины октября".
Что это такое?
А вот что: 1-го сентября дети идут в школу. Далее, по нарастающей, идёт адаптационный стресс. Его пик приходится на 15-17 октября.
После этого дети или "втягиваются в учёбу", или происходит срыв нервной системы ребёнка. А это: бессонница, капризы "на ровном месте", немотивированное агрессивное поведение, ОРЗ, головные боли, боли в животе и т.д.
Вот маленькая история ("Аргументы и факты", №39,2007, с.66).
В первый класс Серёжа пошёл в 6 лет. Правда, знакомая психолог рекомендовала подождать 1-2 года: якобы, "не созрел".
Однако, к радости мамы и папы, ребёнок схватывал всё на лету. Родители, желая ребёнку лучшего, записали ребёнка во все возможные кружки и секции. День его был расписан по минутам.
С 9 часов утра и до 2 часов дня – занятия в элитной гимназии. Потом, приезжает домой. Обедает, и – сразу за уроки (какой там дневной сон!). После чего, дважды в неделю: занятия по дзюдо, плавание, английский. Дополнительно – театральная студия и музыкальная школа (частично суббота или воскресенье). Никаких прогулок и дневного отдыха – некогда!
Где-то с середины октября началось неладное. Ребёнок начал жаловаться на сильнейшие головные боли. Более того, как только он брался за дверную ручку класса, у него открывалась тяжёлая рвота. Малыша возили по врачам, но никаких отклонений в здоровье не обнаружили. Только столичные специалисты нашли причину проблем: непосильные учебные нагрузки.
"Забавный" момент. Когда мальчика спросили, как он спит? Тот, подперев щёчку рукой, со вздохом, так задушевно, сказал: "Да бессонница у меня уж сколько времени".
Комментарий психолога Владимира Пугача: "Это просто наваждение. Ясным языком говоришь родителям:
· Ваш ребёнок не готов к школе. Подождите 1-2 года, иначе будут тяжёлые срывы.
Или:
· ваш ребёнок может идти в школу, но, пожалуйста, освободите его от излишних перегрузок"
Угадайте, какая реакция родителей на совет профессионала? Ну да - 90% таких детей "всё равно" идут в школу!
Удивительно, те же родители, безукоризненно соблюдают рекомендации специалиста автосервиса, когда ставят свою машину на профилактику ("Такие деньги, - шутки в сторону!").
Вывод:
Нельзя доводить вашу "кисоньку-лапоньку-заиньку" до полного изнеможения и истощения нервной системы. Пожалейте!
* * *
источники фотографий: