Наиболее распространенные симптомы СДВ/СДВГ являются невнимательность и отвлекаемость и / или гиперактивность и импульсивное поведение. Трудности с концентрацией внимания, с умением сосредоточиться, широко распространены и мешают ежедневной деятельности ребёнка — дома, в школе, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Симптомы обычно можно увидеть на ранних этапах жизни ребёнка, часто, когда он или она начинает посещать школу.
В период 5,5 — 14 лет ещё незрелый мозг ребёнка вынужден воспринимать огромный объём информации, которую принципиально неспособен качественно переработать. Это поток информации: телевизионные и DVD программы, путешествия и weekend с родителями, поездки в общественном транспорте, уроки вместо развивающих занятий в детских дошкольных учреждениях, репетиторы, школьные гиперпрограммы и т.д.
В результате — всё чаще наблюдаются срывы адаптации, неврозы, психосоматические заболевания, ненависть к обучению и т. д.
Если взять метафору «наш мозг является биокомпьютером», то у правшей — инсталлирована и работает одна операционная система, у левшей — другая. Это как или Windows, или Linux. При работе с текстом в любой операционной системе результат будет выглядеть одинаково, особенно на принтере. И это при условии, что обработка и структурирование информации в этих системах принципиально отличаются. Однако, конечный результат тот же. Отсюда, бесперспективность споров, «Кто умнее: правши, или левши?».
Но, всё ещё удивительней. У наших «новых детей», оказывается, инсталлировано сразу две операционных системы: и Windows, и Linux!!!
На языке психофизиологии это явление именуется «амбидекстрия». Дети Индиго — амбидекстры (от лат. ambi — двойной, dextrum — правый). То есть, они одновременно и правши, и левши по работе мозга. Просто у одних доминирует праворукость, у других — леворукость.
Отсюда — очень специфические проблемы в период интенсивного развития мозга от 5 до 14 лет. В начальных классах — это огромный недостаток! Помните, конфликт операционных систем Windows-95 и Windows-98? Просто, в то время, компьютеры типа «IBM-486» были слабенькие и, инсталляция сразу двух операционных систем, приводила к «зависанию» и сбою программ. Весь мир ругал Билла Гейтса.
Сегодня на современных вычислительных машинах могут быть установлены все (все!) версии операционных систем. При этом Windows и Linux могут работать одновременно на одной машине. Обычный пользователь об этом может даже не знать! Но, всё ещё интересней. У наших детей из-за незрелости межполушарных взаимоотношений, переключение право-левополушарных операционных систем происходит спонтанно!
Например:
Вечером ребёнок выучил с мамой стихотворение, и этот файл лежит в «операционной системе W». Утром, в классе он так и не смог его вспомнить (мамы, узнаёте ситуацию?), потому, что этот файл лежит в «операционной системе L». После школы мама спрашивает:
— Ну, как, ответил?
— Нет, не ответил. Забыл.
— Как так? А ну-ка, расскажи стихотворение! И ребёнок чётко рассказывает (его мозг уже вновь переключился и информационно находится в «операционной системе W»).
— Ну, молодец. А что у вас нового было в классе?
— Не помню.
А всё просто. Файл с новым учебным материалом у ребёнка в этот момент лежит в «операционной системе L». А у мамы или педагога создаётся полная иллюзия: «вредничает», «тупой», «упрямый» и т. д.
Минут через 20 ребёнок вдруг вспоминает и сообщает маме все школьные новости.
Оказывается, «школьные» и «домашние» файлы рассыпаны по разным папкам в разных операционных системах. Отсюда — мозаичность восприятия у таких детей.
Таким образом, если в младших классах амбидекстрия огромный недостаток, то в старших классах амбидекстрия — огромное преимущество. Оба полушария начинают эффективно перерабатывать информацию. Учиться становится слишком легко, конечно, если к этому времени у тинэйджера не сформировалось стойкое отвращение к учёбе.
Но, всё ещё более необычно. Дело в том, что новые дети имеют кратковременные выключения внимания, а некоторые — и выключения сознания.
Незрелость головного мозга и информационные перегрузки приводят к крайнему истощению нервной системы по типу «парабиоза Н. Е. Введенского» с его уравнительной и парадоксальной фазами[1].
Уравнительная фаза в деятельности мозга — это когда сильный и слабый сигнал воспринимаются одинаково. Парадоксальная фаза — сильный сигнал воспринимается как слабый, а слабый как сильный. Родители знают, что кричать на ребёнка в таком состоянии — бесполезно. Он как бы «не слышит». Или наоборот, на уроке, малейший шум очень отвлекает ребёнка. Новые дети имеют регулярные кратковременные выключения внимания по типу absans (лат.). Причём, изнутри для них такие выключения незаметны. В метафоре «биокомпьютер» ситуация напоминает нажатие кнопки «reset», то есть быстрая перезагрузка. В этот момент мозг ребёнка отдыхает и восстанавливает силы.
Да, эти дети имеют трудности в чтении и иногда очень серьёзные, вплоть до дислексии (с трудом понимают прочитанное) и даже алексии — полное непонимание прочитанного текста. Процесс чтения связан с большими энергетическими затратами, быстрой истощаемостью мозга и общей утомляемостью. Поэтому, ребёнок всячески избегает читать самостоятельно. Число таких детей растёт. Как правило, это сопровождается той или иной степенью безграмотности при письме, независимо от языка (русский, испанский, английский). У таких детей нами обнаружены «феномен разбитого зеркала» и «феномен соскальзывания взгляда».
В России 95% детей имеют выраженные родовые повреждения шейного отдела позвоночника, в других странах этот процент ниже. Самый низкий процент — у детей Китая и Юго-Восточной Азии в связи с иными технологиями родовспоможения. Дислокация шейных позвонков приводит к стойкому нарушению кровоснабжения головного мозга, проявляющемуся, в частности, вегето-сосудистой (нейроциркуляторной) дистонией. Вегето-сосудистая дистония — это, в том числе, колебания внутричерепного давления то выше, то ниже корпорального (телесного). Отсюда — полярное поведение ребёнка (от полного спокойствия, бездействия до агрессивных выпадов или бега по дому до изнеможения).
Таким образом, мозаичное, неравномерное созревание головного мозга; информационные перегрузки, приводящие к нервному истощению; наличие амбидекстрии, которая на раннем этапе развития ребёнка является препятствием (а в дальнейшем будет преимуществом); различные признаки нарушений внимания, вплоть до его кратковременного выключения — являются объективными факторами школьных трудностей у современных детей.
Всё выше перечисленное приводит к низкой эффективности обычного репетиторства и старых методов преподавания.
Несколько лет назад мы обратили внимание на новую группу детей, имеющих иные, чем в амбидекстров особенности работы мозга. Мы назвали их «амбицеребральные». АМБИЦЕРЕБРАЛЬНОСТЬ от лат. «амби» — двойной, и «церебрум» — мозг. Каждое полушарие мозга может работать самостоятельно и параллельно. Смотрите Тест на АМБИЦЕРЕБРАЛЬНОСТЬ (Индиго-Кристальные) Такой ребёнок (или взрослый), взяв ручки в обе руки, может ОДНОВРЕМЕННО писать сразу два, не связанных между собой текста.
В истории человечества это были император Юлий Цезарь, американский психолог Милтон Эриксон (1903-1980), российский психолог Алексей Ситников (Москва) и другие.
Собственно, целью нашего информационного портала (deti-indigo.ru) является разработка методов и приёмов, помогающих новым детям воспринимать учебную информацию. А также, обмен передовым опытом. Например, обучение чтению взрослых и детей с помощью кубиков Николая Зайцева, новые фильмы и статьи о детях индиго, а также переводы книг Lee Carroll, Gen Touber.
Кроме того, вы можете записаться на консультацию Владимира Пугача (Москва) Заполнить заявку >> Подробнее www.indigo-papa.ru