— Вы уже несколько лет работаете с детьми Индиго в России. В чем суть Вашей работы?
— Я как психолог занимаюсь с детьми с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и без). Эти состояния можно расценивать как диагноз. Дети Индиго же — это нечто из области духа, тонкого уровня. По большому счету, этот феномен никакого отношения к медицинской психологии не имеет.
Кто есть кто?
Пугач Владимир Николаевич
Кандидат медицинских наук, магистр практической психологии, автор 82 публикаций по медицине, педагогике, психологии. Имеет патенты США, Евросоюза, России по диагностике и коррекции поведения детей с нарушениями внимания. Награжден медалью им. Н.И. Пирогова за научные исследования в медицине в 1988 г. Член-корреспондент Академии практической психологии с 1998 г.
Ученый провел более 250 авторских обучающих семинаров по психофизиологии нарушения внимания (в США, Словакии, Серпухове, Череповце и др.), в том числе нарушений восприятия 3D-пространства.
Один из ведущих экспертов в России по изучению феномена «детей Индиго».
— Почему Вас заинтересовала проблема детей Индиго?
— На это есть личные причины. У меня двое детей, сын и дочь, у обоих были большие проблемы в школе. Например, мой сын в старших классах учился индивидуально из-за «неладов» со школьной дисциплиной. После получения аттестата год занимался с репетиторами. Затем поступил в медицинский институт и параллельно получил второе психологическое образование.
С дочкой мама 6 лет сидела рядом и помогала учить уроки.
Вот такая семейная проблема невольно побудила меня к изучению феномена «детей Индиго».
— Дети Индиго получили свое название по цвету ауры. А что такое «аура» и есть ли она вообще?
— Есть она или нет — сейчас это предмет споров для дилетантов. Дело в том, что это феномен из справочника по оптической физике, так называемый «эффект Кирлиан». Этот феномен проявляется на фотографиях, сделанных в высокочастотном поле, которое имеется у всего живого, — у растений, зверей и, конечно же, у людей. При съемке специальной аппаратурой можно увидеть цветной ободок вокруг живого существа. В 1985 году в США догадались на оптику фотоаппарата поставить поляризационный фильтр. И на снимке оказались сразу два изображения — портрет человека и красивая цветная картинка его ауры. Это еще раз доказывает то, что спорить, есть ли у человека аура или нет, несерьезно.
— А может ли изменяться аура ребенка?
— Конечно же, да. Если малыш растет в неблагоприятных условиях, то это сильно отражается на его ауре. Если же у малыша все хорошо, его любят и он счастлив, то его аура потихонечку восстанавливается, приобретая приятный синий, сине-голубой оттенок.
Многооперационная система
Дети Индиго — амбидекстры (от лат. ambi — «двойной», dextrum — «правый»). Если взять метафору биокомпьютера, то у левшей и правшей инсталлированы разные операционные системы, например или Windows, или Linux. У новых детей — сразу обе. То есть они одновременно и правши и левши по принципу работы мозга. Просто у одних доминирует праворукость, у других — леворукость. Отсюда — специфические проблемы в период интенсивного развития мозга от 5 до 14 лет. Из-за незрелости межполушарных взаимоотношений переключение «операционных систем» мозга происходит спонтанно!
Простой пример. Вечером ребёнок выучил с мамой стихотворение, и этот файл лежит в «операционной системе W». Утром в классе он так и не смог его вспомнить (мамы, узнаёте ситуацию?) После школы мама спрашивает:
— Ну, как, ответил?
— Нет, не ответил. Забыл.
— Как так? А ну-ка, расскажи стихотворение! — и ребёнок чётко рассказывает. — А что у вас нового было в классе?
— Не помню.
Минут через 20 ребёнок вдруг вспоминает и сообщает маме все школьные новости. Оказывается, «школьные» и «домашние» файлы рассыпаны по разным папкам в разных операционных системах. Отсюда — мозаичность восприятия у таких детей. Конечно, это вызывает определенные проблемы в начальных классах, но зато после 15 лет у детей Индиго одинаково эффективно работают оба полушария мозга. И это, согласитесь, огромное преимущество!
— Как Вы думаете, почему появились дети Индиго?
— Мы можем в какой-то мере считаться счастливчиками — ведь на наших глазах произошел скачок эволюции. Пришло совершенно новое поколение детей. У них по-другому и более эффективно работает мозг (ученые, врачи и психологи доказали это).
— Почему, по вашему мнению, вообще появился такой феномен, как «дети Индиго»?
— Наш мир претерпевает огромные изменения. Меняются климатические условия, на 2-4 градуса сдвинулась магнитная решётка Земли, замедляет свой ток Гольфстрим, стремительно тают льды Антарктиды. Через организм проходит масса информации, воздействует электромагнитное излучение СВЧ-печей и так далее. Все эти процессы оказывают огромное влияние на человека, а в особенности на эмбрион. Ведь он особо чувствителен к любым изменениям. И почему дети не должны меняться? Взять хотя бы использование сотовых телефонов. Каждую минуту они посылают волны, которые проходят через человеческий организм и изменяют его. Что же тогда удивляться переменам? Хорошо, что они пошли в лучшую сторону. — Насколько стремительно сейчас в наше общество приходят дети Индиго? — Внешне дети Индиго ничем не отличаются от обычных детей. Только часть из них, а точнее 25%, гиперактивны. Остальные ведут себя так же, как и обычные «земные» детки, — плачут, капризничают, рисуют и играют. Поэтому поведение не может быть критерием определения детей «нового поколения».
— Можно ли считать, что сейчас пойдет поколение «жутко умных»? И насколько, по-вашему, это хорошо?
— Да, да! Причем это будет огромный скачок! И это отразится, в первую очередь, на школах и уровне образования.
Снова приведу простой пример: нынешние пяти-шестилетние крохи без труда ориентируются в навигации мобильных телефонов, компьютеров, даже не умея читать, как будто эти компьютеры созданы специально для них. А может быть, так и есть?
А в школах до сих пор пытаются навязывать плоскую модель мышления и по две недели изучают подлежащее и сказуемое. Конечно, отсюда и дисциплинарные проблемы. Детям скучно.
Минус школы еще и в том, что в ней преобладает тоталитарная система, то есть «сели, записали, встали». А дети, и в особенности дети Индиго, это очень болезненно воспринимают. Сейчас наша система образования пытается приспособить детей нового поколения к старой школе. Но совсем скоро, когда практически все дети станут другими, приспосабливаться придется школе.
— А существуют ли в России специальные центры по работе и детьми Индиго?
— К сожалению, их мало. Даже в Москве такие центры можно сосчитать по пальцам. Но они стали появляться в Израиле, Бельгии, США.
У психологов и педагогов Москвы и Санкт-Петербурга возникла идея создания специализированных детских клубов, садов и школ. Разработаны даже специальные программы по работе с такими детьми и их родителями, чтобы научить создавать гармоничную и свободную обстановку в семье.
Внутри каждого Индиго — огромный потенциал, и цель педагогов и психологов — этот потенциал направить в нужное русло.
Правнуки Тома Сойера
Среди тех, кому за 50, «детей Индиго» было лишь один на 600 тыс. человек. Из тех, кому за 30, таких один на 10 тыс.
Среди нынешних выпускников средних школ их уже 12 %, в средних классах — 30-40%, а в начальных и вовсе 80-90%.
Среди детей, рожденных начиная с 2000 года, детей Индиго 95%.
И все же дети с необычными способностями, которых сегодня называют «дети Индиго», были всегда. Хрестоматийный пример тому — Том Сойер. Умный мальчишка, который плохо учился в школе, но сумел организовать свой бизнес так, что другие мальчики приплачивали ему за то, чтобы получить удовольствие красить забор.
В прошлом веке количество таких детей стало быстро расти. Отметили это 30 лет назад в США, в Западной Европе — позже, примерно 17-19 лет назад. В России этому феномену 7-9 лет. То есть у детей стал медленнее созревать мозг, но зато он стал более качественным.
— Что бы Вы посоветовали мамам, которые предполагают, что их ребенок — Индиго?
— На тему детей Индиго написано множество литературы. Основной труд в этом направлении — книга Ли Кэрролла и Джейн Тоубер «Дети Индиго». А вообще, в каждом книжном магазине есть книги про Индиго. Единственное, что нужно учитывать, — это менталитет. У американцев, например, иногда в книгах много «воды», наши книги тоже разного качества — есть совсем «желтые». Могу посоветовать книги петербургского психолога Евгении Вагу, которая довольно давно разрабатывает эту тему.