Учителям, работающим с детьми индиго Тесты для детей индиго Воспитание детей индиго Интервью о детях индиго Индиго в современной системе образования Психологам, работающим с детьми индиго Пресса о детях индиго Эзотерика о детях индиго Коррекция СДВГ

Как происходит образование немцев

Известно, что учителя никогда не бывают бывшими. Кто хоть раз вкусил этот горький хлеб, на самом деле знает, как он бывает сладок. Скучая по этому сладко-горькому хлебу, с испугом наблюдаю суету и нервозность вокруг намечающейся школьной реформы. Хорошо бы посмотреть, как аналогичные проекты осуществляются у других. Например, в отдельной немецкой гимназии. Про нее знаю всё. Дочка учится, а я как вечная учительница влезаю в детали.

В Германии начальная четырехлетняя Grundschule едина для всех, потом, учитывая желание ребенка и уровень полученного аттестата, дети разделяются по разным школам. В Hauptschule идут чаще всего те, кто не планирует в будущем заниматься интеллектуальным трудом, для среднего уровня учащихся существуют Realschule, а для детей с планами на высшее образование — гимназии. Которые, в свою очередь, делятся на лингвистические, естественно-научные, математические, художественные...

И вот именно в гимназиях (в старших классах) и существует система выбора предметов, синонимичная той, которую пытаются внедрить в России. Старшие классы в нынешней гимназии — это 11-й и 12-й. Собственно, обучение в них уже и называется по-другому — «Квалификационная фаза (Qu) для сдачи абитуриентских экзаменов». Успешная сдача этих экзаменов и «получение абитура», как здесь говорят, означает готовность абитуриента к учебе в любой высшей школе Евросоюза.

Отмечу сразу: все наши стоны по поводу сложности и запутанности предложенного нового образовательного проекта легко, и даже с большим основанием проецируются на немецкую образовательную политику в старших классах. Тут одно из двух. Или мы не привыкли к сложностям. Или немецкие фурсенки запудрили народу мозги, а немцы затаились и терпят. Думаю, что все-таки первое.

Хотя разобраться действительно нелегко. Дочке, как и всем ее одноклассникам, неоднократно эту систему объясняли, каждому выдали по брошюре «Die Oberstufe des Gymnasiums in Bayern» («Высшая ступень в гимназиях Баварии»). 35 страниц в этом талмуде. И никакой воды. Дети выбирают свое будущее: пусть вникают в детали.

И тут есть нюанс, важный для психологического обоснования такого варианта обучения. Как мне кажется, дети в Германии больше подготовлены к самостоятельным выводам и решениям. Это первое, что воспитывается их школьной системой.

У дочки все лучшие друзья в России. И отличники, и двоечники, и тихони, и хулиганы — весь спектр. Отличники знают гораздо больше, чем моя. Даже сравнивать нечего. (Только с языками здесь получше. И с художественными дисциплинами.) Но их знания (огромные, замечательные) малоприменимы в реальной жизни. Такие умные-умные уставшие дети. А здесь дети — не уставшие. Но знающие, что им нужно. А если не знают — сами виноваты. Принципиальная установка немецкой школы.

К середине десятого класса учащиеся должны определиться с выбором. Это серьезная аналитическая работа, включающая в себя консультации у нынешних выпускников по поводу квалификации и личных качеств учителей, уточнение имеющейся в современной науке информации по предложенным темам семинаров, оптимальный выбор дисциплин для получения максимальной оценки.

Для учебы в 11–12-х классах и сдачи экзаменов для «на абитур» нужно взять пять абсолютно обязательных предметов. Это немецкий, математика, история и социология как единый предмет, физкультура и этика. (Для тех, кто в младших классах изучал религию, вместо этики — учение о религии. Где нравственные вопросы опять же на первом месте.)

Кроме этих абсолютно обязательных — еще пять предметов по выбору. 1) Один из изучаемых языков. 2) Один из предметов естественного цикла (биология, химия, физика). 3) Либо еще один язык, либо еще один предмет естественного цикла. 4) География или экономика и право. 5) Художественное искусство или музыка.

Кроме этого, надо выбрать 1-2 предмета из дополнительных. (Можно и больше, но дочка сообщила, что таких сумасшедших у них нет: погибать на поле образования никто не желает.) Каждая гимназия предлагает свой набор дополнительных дисциплин. У нас в школе это психология, философия, хор, оркестр, театр, дебаты на английском, дебаты на французском и бухгалтерия. В других знакомых нам гимназиях есть и астрофизика, и архитектура, и фотография, и куча языков (от русского до турецкого). Соблазнов много, но больше двух дисциплин почти никто не берет. Суммируем — получается уже 12 предметов. И еще нужно выбрать два семинара. По профильным областям. (Нечто похожее на индивидуальный проект, который предложили российские реформаторы.)

Первый вид семинара — научный. Предлагают учителя. Вот несколько тем этого года. Повседневная жизнь в Римской империи (это по латыни). История идей в физике. Анализ пьес Гарольда Пинтера (на английском языке). У математика любопытное предложение. Называется: «Сказать-то может каждый...», а на самом деле речь идет о поиске нестандартных математических решений (типа: сколько теннисных мячей поместится в аэробус). Дизайнпроект «Правильно ли вы сидите?» (кроме теоретического сообщения, нужно еще сделать какой-то необычный стул и доказать его функциональность).

Задача семинара — научить школьников работать в библиотеках, архивах, делать презентации, короче, подготовить их для научной деятельности в университете. Через полтора года ученик должен представить работу по предложенной теме. И защитить ее.

Второй тип семинара — так называемый проект-семинар. Задача которого — познакомить учеников с возможными будущими профессиями. На выходе — реальный проект. Назову некоторые. Мастерство журналистики (эх, я бы пошла!). Постановка мюзикла. Звуковой и изобразительной ряд в лирической поэзии. Дочь моя, помешанная на живописи, выбрала проект «Экскурсия в Пинакотеке Модерн с углубленным показом работ испанских художников».

В итоге — 14 предметов. В неделю — 35 часов. Остальное время — для самостоятельной работы.

И это еще не все. Самое сложное начинается потом. Получение аттестата и сдача экзаменов. В старших классах отметок нет. Ученики собирают пункты. Если наберешь к концу 12-го класса от 823 до 900 очков (максимум) — получишь идеальный аттестат, который будет выражен оценкой 1,0. Можно претендовать на Максимилианеум! Это такое место, куда берут самых гениальных. Учатся-то дети в вузах, которые выбрали, а живут в этом Максимилианеуме на полном гособеспечении. Даже литр пива в день бесплатно получают. Будущая элита Баварии. Ни деньги, ни связи не помогут там оказаться. Только пункты. И три собеседования, уже при поступлении. Впрочем, дочке можно не беспокоиться. За последние пять лет в их гимназии, одной из самых известных в Мюнхене, никто такого аттестата не получал. Пару раз был средний балл — 1,1 (у тех, кто набрал от 805 до 822 очков). Есть и провальные варианты. 300 пунктов — предел. Если не выполнишь и этих минимальных требований, придется повторить всю квалификационную фазу (два года обучения). А если во время сдачи госэкзаменов поймают со шпаргалкой — дисквалифицируют навечно. «Абитур» не получишь никогда.

Как набираются пункты? 600 из них зарабатываются во время квалификационной фазы. Компьютер выбирает 40 лучших полугодовых оценок учащегося по всем основным предметам (максимальная оценка в старших классах — 15 пунктов, что соответствует нашей пятерке и немецкой единице в средней школе). Оставшиеся 300 (в идеале) можно получить во время сдачи госэкзаменов по пяти дисциплинам: три — письменно, два — устно. Максимум по 60 пунктов на каждый предмет. Сюда входят: математика, немецкий (оба обязательно письменно), один из иностранных языков, и оставшиеся два — опять по выбору: 1) религия, этика или что-то общественно-научное; 2) (на все вкусы) музыка, живопись, физкультура, еще один язык или что-то из группы естественных наук.

А теперь представьте, что для каждого (!) выпускника (в нашей гимназии примерно сто человек) летом завучи будут составлять индивидуальные планы.

Ясно, что в России пока такое не потянуть. Но пробовать можно и нужно. Учитывая чужой опыт и наши реалии. С точным прояснением позиций. И понемножку. Не наваливаясь всем государственно-реформаторским телом на педагога.

А о предмете «Россия в мире» можно и забыть. Географическое положение изучить на географии. Историческую часть — на истории. Современное политическое положение — на обществознании, социологии, политологии.

В крайнем случае можем отдать этому предмету один урок. Где скажем главные слова, что все сдадут эту дисциплину на пятерку, если просто будут с радостью учиться, любить свою родину не по указке и понимать, что в мире каждая страна прекрасна, если она любит не только себя, умеет уважать других, учитывать их опыт и передавать свой, тоже замечательный. И дальше — вот это самое трудное — так и жить.

Автор: Майя Беленькая, не бывшая учительница, Мюнхен

Источник: Новая газета